Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга"с. Святославка Самойловского района Саратовской области"

412390,Саратовская обл.,Самойловский район, с.Святославка.пер.Больничный,1

Телефон

8(84548) 3-12-17

Эл. почта radugaswyat@yandex.ru

МБДОУ д/с "Радуга"

с.Святославка

Родительское собрание

«Вежливость и культура общения»

  

  Добрый день, уважаемые родители! Сегодня наше дистанционное родительское собрание будет посвящено вежливости, культуре поведения, культуре общения.

 Многих родителей удивляет поведение их детей в подростковом возрасте, был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит, хлопает дверью. Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства. Ребенок как губка – впитывает все, что видит и слышит дома.

 Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств - доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.

 Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт речь.

Какие же основные правила культурного поведения должны быть сформированы у дошкольника?

  • Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
  • Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
  • Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
  • У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
  • Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
  • Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».

 Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы - авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

 

 С чего начинать воспитание культуры?

 Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой? Только примером. Бывает, мама идет с ребенком по улице, встретила знакомую: «Здравствуйте, Алла Николаевна». А только прошли мимо, начинает ворчать и ругать эту самую Аллу Николаевну. А ребенок рядом стоит и слушает, и не понимает, как же так, только что хвалила и тут же ругает. И воспринимает это, как норму поведения. Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям. Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично. Но все же необходимо объяснить ребенку, что без особой необходимости перебивать говорящего человека нельзя. Почему ребенок не может подождать и перебивает взрослого? Есть несколько причин:

  • ребенок воспринимает себя как «центр вселенной», значит проблема дома, его так воспитывают, по первому требованию его капризы исполняются;
  • ребенок совершенно не уважает взрослого, ему не интересно, что говорит взрослый: проблема частично в самом взрослом (не заслужил уважения), а частично опять же исходит из дома (ребенок слышит неуважительные разговоры своих родителей об этом взрослом).

 

Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику?

  • Для начала нужно разобраться, откуда он «набрался» этих слов.

Сам он их не придумал, значит, где-то услышал. Где?

  • Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.
  • Если постарше надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.
  • Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).

 Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. Необходимо следить за своей речью в первую очередь, ведь ребенок копирует родителей полностью. Очень трудно объяснять ребенку, что так говорить нельзя, когда он возражает: «А так моя мама говорит».

 

Есть несколько правил для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер:

Чтение книг с ярким примером хороших манер - подберите список книг о вежливости, о нормах поведения.

Выучите наизусть с ребёнком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!».

 Прочитайте:

«Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, русскую народную сказку «Лиса и журавль», «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака, «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлёвой, «Весёлый этикет» и т.д.

«Уроки вежливости» А. Усачёва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака, «Вежливый ослик» И. Пивоварова, «Волшебное слово» В. Осеевой и др.

 Бенджамин Спок, Американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг: «Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.

 

 

Влияние общества, круг общения.

Очень много значит для развития ребенка то общество, с которым он общается. Старайтесь отгородить его, особенно в раннем детстве, когда свое мнение у ребенка не сформировано, от негативных людей. И чаще объясняйте ему, что такое поведение не правильно и приносит вред и себе, и окружающим.

  • Чаще хвалите малыша. Похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Похвала должна быть искренней и доброй, и главное заслуженной. Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые со взрослыми и своими товарищами, но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

   А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение (ребенок выполняет, либо не выполняет данное правило).

  • Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
  • Аккуратно складывает одежду.
  • Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости.
  • Зевает и высмаркивается бесшумно.
  • Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
  •  Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

*При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

  • Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
  • Не говорит матерных слов.

 А теперь проанализируйте, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

 

Всем большое спасибо за внимание. Желаем света, тепла, уюта и добра вашему дому и позвольте закончить наше собрание стихотворением Ольги Высотской:

 

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.