Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
МБДОУ д/с "Радуга"
с.Святославка
Уважаемые родители!
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты:
- У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.
- Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- Мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- Мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- К периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
Попытаемся частично ответить на поставленные вопросы.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
|
Мальчики |
Девочки |
Острота слуха до 8 лет |
Выше |
Ниже |
Чувствительность к шуму
|
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами |
Более чувствительны
|
Кожная Чувствительность
|
Ниже |
Выше
|
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) |
Медленное. С возрастом начинает лидировать
|
Быстрое
|
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). |
Быстрое. Имеется уже в 6 лет
|
Медленное. Трудности даже в 13 лет
|
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга |
Медленное |
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление
|
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно |
Лучше развита речь, но мышление более однотипно
|
Поисковая деятельность
|
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи |
Лучше выполняют типовые задачи
|
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) |
Лучше
|
Хуже |
Период врабатываемости
|
Медленно набирают нужный уровень работоспособности |
Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти
|
Длится достаточно долго Завершается рано. |
Больше опираются на механическое запоминание
|
Утомление |
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) |
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей |
Низкое |
Высокое
|
Скорость чтения |
Ниже |
Выше |
Правописание |
Хуже |
Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении |
Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию |
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям)
|
Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов |
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей
|
Танки, самолёты, человек –паук |
Дом, цветы, животные, человек!
|
Нарушения речи
|
Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях |
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
|
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию |
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
|
Адаптируются лучше
|
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.
Желаем Вам успеха в воспитании Ваших детей!