Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга"с. Святославка Самойловского района Саратовской области"

412390,Саратовская обл.,Самойловский район, с.Святославка.пер.Больничный,1

Телефон

8(84548) 3-12-17

Эл. почта radugaswyat@yandex.ru

МБДОУ д/с "Радуга"

с.Святославка

ИГРА НА СВИРЕЛИ Э.Я. СМЕЛОВОЙ

АНСАМБЛЬ «МАЛЕНЬКИЕ СВИРЕЛЬКИ»

 

СВИРЕЛЬ

 Мы живем в России, в стране бескрайних лесов. Простые     деревянные дудочки и свирели раньше мог сделать каждый! А звучали эти инструменты и в деревенских избах, и в боярских домах, и в царских палатах.

 К большому сожалению, сейчас мы так мало знаем о тех инструментах.

 Инструменты, где звук создаётся колебанием вдуваемого воздуха, называются духовыми. Если проследить происхождение слова «духовой», можно догадаться, что в основе лежит русское слово «дух», а может быть - «душа». Ведь на свирели и других духовых инструментах каждый музыкант играет с душой!

 Лель, сын славянской богини любви Лады играл на свирели.

 У наших детей появилась чудесная возможность научиться играть на современной свирели – дальней родственнице старинных инструментов!

Э.Я.Смелова

 Эдельвена Яковлевна в «Методическом руководстве игры на свирели» пишет: «Данная технология с успехом используется многими учителями уже более 25-ти лет… Освоить это способен любой ребенок, умеющий прочитать и сосчитать. Поэтому я рекомендую начинать занятия с пяти–шести лет. Роль учителя, в качестве дирижера, сводится к организации, а наличие фонограмм усиливает эффективность совместного творчества».

 Эдельвена Яковлевна Смелова в конце 20 века создала детскую свирель и разработала методику игры на ней. Она придумала в дудочке, которая продавалась в магазинах, вместо отверстий отлить «выступы» или «пенечки», на которые стало очень удобно ставить пальцы! Этот инструмент способен интонировать мелодию. А на начальном этапе обучения можно исполнять музыкальные произведения, не владея нотной грамотой. Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху, а также «с рук» (то есть, наблюдая за руками учителя). 

 Этот инструмент обладает рядом преимуществ: свирель недорого стоит, хорошо держит строй, компактна и проста для обучения. Но самое главное - она очень нравится детям. Создание и промышленный выпуск свирели по чертежам Эдельвены Яковлевны раньше осуществляла Завидовская фабрика детских игрушек, которая давно уже закрыта. А сейчас производство этого инструмента возобновлено, свирель можно найти и купить, например, в интернет-магазинах…

 Наша цель – помочь детям реализовать их творческие потребности посредством обучения игре на музыкальном инструменте.

 

Перед нами стоят следующие задачи:

1.     Формирование навыка игры на свирели. Постановка.

2.     Формирование культуры звукоизвлечения на свирели.

3.     Развитие       музыкальных    способностей: музыкального ритма, слуха и памяти. 

4.     Развитие навыка ансамблевой игры.

5.     Развитие           художественно-эстетического вкуса.

 

УСТРОЙСТВО ИНСТРУМЕНТА

 

 Свирель Э.Я. Смеловой состоит из мундштука и ствола. Мундштук представляет собой свисток. А ствол – это часть свирели с отверстиями, вокруг которых есть выступы или бугорки. Сами дети часто называют их «пенечками». Таких выступов всего шесть и считать мы их начинаем от мундштука. На нижней части ствола находятся еще два узких и длинных выступа. Эти подставочки являются опорой для больших пальцев левой и правой руки.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ИГРЫ НА СВИРЕЛИ

 

1. Свирелисту нужно стоять ровно и устойчиво, с опорой на обе ноги.

2. Плечи должны быть опущены, аруки в локтях должны двигаться свободно.

3. Вдох надо делать глубоко, а выдох–медленно.

4. Пальцы на свирели необходимо слегка согнуть, словно они обхватили мячик.

5. Отверстия во время игры закрываются ногтевой фалангой пальца полностью, без нажима. 

6. Начало    каждого   звука   исполнитель    отмечает                 язычком, словно произнося слог «ту».

7. И    самое   важное        музыкант   должен    регулярно       заниматься          и повышать свое исполнительское мастерство!

УПРАЖНЕНИЯ

 Упражнения очень нравятся детям, но самое главное – способствуют улучшению координации пальцев рук и доводят до автоматизма движения, которые нам пригодятся в дальнейшем.

 Артикуляционные, дыхательные и пальчиковые упражнения необходимо выполнять весь первый год обучения в начале каждого занятия. Начиная с одного-двух, постепенно добавлять остальные.

«Сказка про уточку и ее деток» начальный этап обучения

Левая рука – СЕРАЯ УТОЧКА и её детки. Правая рука - БЕЛАЯ УТОЧКА и ее детки.

 Сказка о том, как мама уточка (левая рука), ее сынок и дочка живут на четко закрепленном за каждым из них выступе или «пенечке» и садятся только на первые три отверстия. А когда птичкам нужна помощь, они зовут в гости соседку – еще одну серую уточку со своими птенцами (правая рука). Эти птички занимают отверстия с четвертого по шестое. Но на первых занятиях ученики играют только левой рукой и учатся закрывать три первых отверстия.

· «Зеркальце» – упражнение для правой руки. Мы подносим ладонь к лицу, представляя, что в ней маленькое зеркало. На стекло необходимо подуть холодным воздухом, чтобы ладонь «замерзла». И теплым воздухом так, чтобы зеркальце запотело, и на нем можно было нарисовать узоры. Мы запоминаем наши ощущения теплого дыхания, и в дальнейшем стараемся сохранить их при игре на свирели.

·    «Секретный язык»

·    «Зашифрованные имена»

·    Упражнения на артикуляцию. Мы говорим о том, что для игры на нашей волшебной свирели необходимо выучить секретный язык. Все слова теперь мы станем произносить на слог «ту». А язычок будет, как пробка закрывать отверстие мундштука. Так, ребята сначала произносят на секретном языке разные слова, связанные со школой, а затем свои имена.

Птичьи голоса. «Птичьи трели»

· Птичьи голоса. «Кукушка маленькая» Птичьи голоса. «Кукушка большая»

Птичьи голоса. «Воробей»

· Птичьи голоса. «Сердитая ворона»

· Птичьи голоса. «Голубь»

Птичьи голоса. «Курочка»

Птичьи голоса. «Петушок»

 Данные упражнения-игры имитируют голоса птиц. Каждое упражнение исполняется сначала в «тренировочной позиции», когда мундштук свирели находится на подбородке. А затем – с дуновением.

·    «Речка»

·    «Змейка»

·    «Повтори за мной»

·    «Музыкальный клубок»

 Эти упражнения способствуют развитию памяти детей и координации движений пальцев при игре на свирели.

Игра  «День  и ночь»

· Для этой игры надо предложить детям представить, что свирель – это домик, а отверстия – окошечки в нем. Мы перевернем наш инструмент и посмотрим в противоположное мундштуку отверстие, отверстия – окошки, повернув к окну или другому источнику света.

· Затем мы будем медленно вращать свирель, чтобы отверстия отвернулись от света. Ребята заметят, что в домике стало темно, настала ночь. Теперь закроем все игровые отверстия и в домике снова потемнеет. Значит, когда все отверстия закрыты – в доме спят все жители, и нам надо играть на свирели очень тихо, чтобы никого не разбудить.      

ПОСТАНОВКА

0 - открыты все отверстия

1 - одно отверстие закрыто

2 - два отверстия закрыты

3 - три отверстия закрыты

4 - четыре отверстия закрыты

5 - пять отверстий закрыты

6 - шесть отверстий закрыты

F6-«передувание»-шесть отверстий закрыты, но при этом надо дуть чуть - чуть сильнее, чтобы звук был на октаву выше.

           ШТРИХИ И АЛЬТЕРАЦИЯ

· При игре на свирели можно использовать штрихи: legato, nonlegato,staccato, а также двойное staccato. В процессе звукоизвлечения, язык исполняет роль клапана. Он открывает или перекрывает доступ воздуха в инструмент. Движения языка регулируют не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов.

·Альтерация – это один из самых сложных по технике приемов игры на свирели Э.Я Смеловой. Трудность заключается в том, что исполнитель, применяя неполное или частичное закрытие игровых отверстий, может извлекать хроматические звуки.

 

ГДЕ НАЙТИ НОТЫ И «ЦИФРОВКИ» ДЛЯ СВИРЕЛИ?

• Э.Я.Смелова «Свирель поет»

• А.И.Конч «Играем на свирели, рисуем и поем»

• Э.Я.Смелова «Свирель поет. Мелодии детства»