Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга"с. Святославка Самойловского района Саратовской области"

412390,Саратовская обл.,Самойловский район, с.Святославка.пер.Больничный,1

Телефон

8(84548) 3-12-17

Эл. почта radugaswyat@yandex.ru

МБДОУ д/с "Радуга"

с.Святославка

 «Развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП». 

Комплексная реабилитация детей с двигательной церебральной патологией является одной из актуальных и практически значимых проблем межведомственного взаимодействия. Согласно статье 14 пункту 2 Закона Республики «Об образовании» для детей с ограниченными возможностями в развитии разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций .

Одна из характерных особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение долгого времени сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, они и препятствуют развитию двигательных навыков ребенка.

Процесс развития графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН) рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности.

Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму является графика. В лингвистическом понятии «графика» понимается как начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма». Понятие «графический навык» включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, содержащий в себе начертание письменных или печатных букв .

Определение графического навыка, данного Н.Г. Агарковой – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) .

У младших школьников с церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.

На фоне общего недоразвития речи у детей с церебральным параличом проявляется дисграфия. Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений графомоторных функций предполагает следующие направления:

- формирование фонетико-фонематического, звукобуквенного анализа;

- развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия с единовременным развитием психических функций – мышления, памяти, внимания и речи;

- развитие мелкой моторики рук и кистей, формирование графических навыков.

Чтобы добиться необходимого для успешного письма уровня развития тонкой моторики, преодолеть нарушение манипулятивной функции рук, слабость, неточность движений, ограничение их объема и крайне низкий уровень координации, используется система упражнений, формирующих, развивающих и совершенствующих тонкомоторные навыки. Упражнения, с одной стороны, должны быть динамичны и эмоционально приятны, с другой, строго дозированы и не допускать перегрузки, переутомления ребенка.

Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (внимания, памяти, произвольной деятельности, зрительно-моторной координации и др.)

Проблемой становится формирование навыка удержания ручки. Причина этому –  несформированность хватательной функции кисти. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание микродвижений, на основе которых строятся двигательные действия письма. Поэтому необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма.

Для формирования графомоторных навыков нужно выделить время для специальных занятий для развития движений, обеспечивающих правильную технику письма. Эти занятия являются составной частью комплекса обучения грамоте, элементы таких упражнений могут быть использованы на занятиях по изобразительной деятельности и включены в работу воспитателя во время проведения дидактических игр, а также в специальные занятия с инструктором лечебной физкультуры (ЛФК). Степень выраженности двигательного дефекта у детей различна, следовательно, различны возможности манипулятивной деятельности рук, поэтому в первые дни пребывания в образовательном учреждении педагогу вместе с врачом и инструктором ЛФК необходимо обследовать ребенка и выявить его индивидуальный уровень готовности к обучению технике письма.

Следует проанализировать состояние каждого ребенке, определить конкретные коррекционные задачи, разработать план совместной работы дефектолога, воспитателя. Только при этом условии возможна успешная работа по формированию графомоторных навыков. Для детей, использующих для письма левую руку, необходимо обеспечить дополнительное обследование врача-невропатолога и ортопеда, чтобы получить заключение о том, какой рукой следует в дальнейшем учить писать ребенка.

Первый и важный этап работы при формировании графомоторных навыков  обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом решаются такие задачи, как:

1. Подбор  удобной позы и «рефлекс-запрещающих» позиций, которые позволят минимизировать нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов.

2. Применение фиксирующих приспособлений для головы и конечностей ребенка.

3. Отработка общих поз, удобных при письме, а также обучение ребенка среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго подобранном положении рук.

4. Научить ребенка следить глазами за движением рук в разных направлениях.

Вместе с тем, важным этапом является подготовка руки к письму, несмотря не то, что приемы и методы развития мелкой моторики рук детей с двигательными нарушениями используются на каждом этапе коррекции графомоторных навыков. При этом, возникает необходимость решения следующих задач:

- обучение ребенка различным движениям пальцев рук, синхронным движениям пальцев рук и кисти;

- тренировка изолированных движений пальцев рук и кисти;

- обеспечение формирования правильного дифференцированного захвата предметов (пишущих принадлежностей) в зависимости от их толщины, упругости, веса и других качеств;

- способствование развитию свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним;

- использование метода использования указательного пальца, смоченного в краске, для имитации письма в альбоме;

- проведение комплекса гимнастических упражнений для развития мелкой моторики рук;

Рассмотрим задачу обучения правильному способу удержания пишущего предмета: карандаша, ручки. Наряду с указанным, на данном этапе необходимо осуществить подбор индивидуального способа удержания ручки в том случае, если правильный способ не удается ребенку из-за тяжелых нарушений двигательных функций кисти и пальцев. В основном же обучение удержание пишущего инструмента предполагает:

1. Отработку правильного положения рук при письме.

2. Обучение принятию такой позы руки и пальцев, которая бы имитировала держание ручки.

3. Формирование удобного захвата ручки (карандаша), лежащей перед ребенком, принятие им положения для письма.

4. Обучение расслаблению и напряжению пальцев, одновременно с тем, как они удерживают пишущий предмет и сохраняют правильную позицию для письма.

5. Упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки.

Формирование у ребенка навыка движения пишущими инструментами при письме включает развитие:

- зрительно-моторной координации – удержание зрительного контакта с рукой.

- точных, изолированных движений пишущей (это может быть как правая, так и левая) руки.

Также важно обучить ребенка с нарушениями двигательных функций навыкам оптико-пространственной ориентировки. Это означает, что ребенку нужно помочь сформировать пространственную ориентировку на листе бумаги – начало письма с левого верхнего угла листа, движение письма слева направо и упражнения на письмо сверху вниз, а такжерисование дорожек, ленточек. Можно использовать имитацию письма в воздухе, как с контролем, так и без контроля зрения, добиваться автоматических движений слева направо с помощью упражнений на рисование дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.

В ходе обучения письму рекомендуется обучать ребенка писать ведущей (сохранной) рукой и сочетать обучение с комплексом лечебных мероприятий (физиотерапия, специальная гимнастика, медикаментозное лечение), направленных на нормализацию действий в поражённой руке. Комплекс упражнений должен включать раскрашивание по трафаретам ассиметричных фигур.

Однако продолжительность упражнений и работы ребенка не должна превышать 15 минут, после чего необходимо сделать перерыв и дать ребенку размяться и отдохнуть. Следует помнить, что единовременная общая продолжительность работы не должна превышать 30 минут.

Необходимо остановиться на следующих неэффективных приемах формирования навыка письма таких, как:

- списывание с готового образца прописей;

- обведение образцов  букв, например, по точкам;

- требование от ребенка безотрывного соединения букв.

Следует также учитывать основные гигиенические правила: удобный выбор мебели фиксация тетради  использование крупных, ребристых карандашей прочным грифелем.

Рассмотрим методики и рекомендации специалистов для эффективного формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП. Анализируя работы ряда психологов и педагогов А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, З.В. Лиштван, Б.А. Сазонтьева и др. можно предположить, что занятия продуктивными видами деятельности могут оказать влияние на формирование саморегуляции как общей способности к учению. Процесс рисования, например, тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой кистей рук, с механизмом зрительно-моторной координации, что важно и для полноценной деятельности письма. Рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность с одной стороны позволяют судить об особенностях эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой способствуют развитию воображения, памяти, внимания, речи, тонкой моторики, а также формируют способность анализировать образец и соотносить с ним результат своей деятельности, что способствует формированию навыков письма (О.В. Боровик, 2000; Т.С. Комарова, 1991; М.А. Гусакова, 1987; Г.С. Швайко, 2002).

Как отмечается в работах Т.С. Комаровой, М.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова – успешное освоение изобразительной творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, а также помогает в формировании других видов деятельности. Следовательно, важное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеют занятия изобразительной деятельностью и художественным трудом, в частности, лепкой и аппликацией. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми графических и живописных умений и навыков происходит коррекция тонкой моторики рук.

У ребенка с ДЦП необходимо сформировать некоторые базовые моторные навыки, необходимые для письма. Основой таких навыков является обычное развитие общей и тонкой моторики, для чего используется лечебная гимнастика, навыки самообслуживания, продуктивная деятельность - рисование, лепка, конструирование, вырезывание и т.п.

Развитие двигательной сферы имеет огромное значение для предупреждения, а в дальнейшем и для коррекции нарушения письма, и поэтому является обязательным компонентом любого занятия в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На занятиях развитие движений целесообразно проводить в сопровождении речи.

Для развития движений рук И. Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон. Упражнения проводятся сидя за столом, при этом важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной позе и посадке. Предлагается несколько последовательных серий упражнений:

- обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями;

- обучение выпрямлению рук и манипуляциям выпрямленными руками;

- обучение дифференцированной работе правой и левой рук;

- развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание.

Для снижения тонуса мышц могут использоваться приемы Фелпса, основанные на

принципах Шерингтона. К. А. Семенова утверждает, что согласно этой методике нужно производить максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением .

Для тренировки движений рук можно также использовать комплекс упражнений, направленный на нормализацию тонуса кистей рук и подготовки их к работе, разработанный Р.Д. Бабенковой.

Обучению детей с ДЦП письму должна предшествовать подготовительная работа, направленная на нормализацию мышечного тонуса, развитие тонкой моторики и координации движений, совершенствованию пространственных ориентировок. Серьезное внимание уделяется также дыхательным упражнениям.

     В процессе работы дыхательные, расслабляющие (при повышенном тонусе) и активизирующие пассивно-активные и активные упражнения (при сниженном мышечном тонусе) упражнения выполняются в начале каждого занятия. Продолжительность дыхательных упражнений не более 3 - 5 минут.

Перед началом работы с детьми с гиперкинезами желательно использовать мешочки с песком, наложенные на тыльные поверхности кистей рук ребенка, а также утяжеленные кубики для конструктивных игр. Специфические методические приёмы обучения письму: упрощение конфигурации некоторых букв; переход к физиологически более легким способам их выполнения; целесообразный психофизиологический механизм формирования единого зрительно-двигательного образа буквы; формирование необходимого двигательного действия.

Для формирования графомоторных навыков можно применять методику написания букв, изложенную  в трёх прописях Т.Ф. Воронской, каждая из которых предназначена для изучения письма той или иной группы букв, объединённых общим элементом. Основные принципы работы по обучению письму по Т.Ф.Воронской включает:

- учет возрастных и психофизических возможностей ребенка;

- вовлечение в деятельность всех сфер психики ребенка;

- проявление уважения к ребенку в сочетании с разумной требовательностью;  

- развитие мотивационной сферы;

- формирование положительного эмоционального настроя, формирование навыков учебного труда;

- наглядность, использование игр; систематичность и последовательность; 

- соблюдение санитарно-гигиенических норм на всех этапах обучения;

- объяснение основного алгоритма письма, написание букв строго вертикально во избежание наслаивания одной буквы на другую.

     Эти принципы должны соблюдаться на всех пяти ступенях работы по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом. Итак, согласно вышеперечисленным принципам, определим этапы формирования графомоторных функций у детей с тяжелыми двигательными нарушениями:

1-я ступень обучения. На данном этапе особенно важно развивать моторные функции. Для этого используются разнообразные игры, направленные на развитие тонкой моторики. Упражнения в прописях направлены на обучение детей свободно передвигать руку по строке, т.е. на развитие зрительно-моторной и пространственной координации.

2-я ступень обучения. На данном этапе буквы в прописях пишут фломастером крупно, высота до 6 см. Взрослый с ребенком анализируют маршрут написания буквы от стартовой точки до окончания в процессе выполнения. Таким образом, происходит запоминание маршрута написания.

3-я ступень обучения. Высота буквы 3 см, писать ребенок продолжает фломастером. Ребенок выполняет задания самостоятельно, учитель придерживает запястье пишущей руки ученика. Интервал между буквами – буква «и» прописанная по воздуху.

4-я ступень обучения. Ребенок пишет буквы шариковой ручкой в прописях в одну линейку с анализом маршрута написания.

5-я ступень обучения. На этом этапе ребенок пишет шариковой ручкой в тетради с двумя линиями (без наклонных). На этом этапе формируется автоматизация графического навыка.

Описанный механизм обучения письму позволяет на всех ступенях обучения отрабатывать навыки, сформированные на предыдущих этапах. Использование такой системы обучения письму детей с ДЦП может принести положительные результаты.

            Таким образом, мы рассмотрели особенности развития графомоторного навыка у детей с тяжелыми двигательными нарушениями, этапы работы по формированию графических навыков, а также методики и рекомендации специалистов в этой области.

Коррекционно-развивающая программа формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП является эффективной при соблюдении специальных условий: учет клинической формы, степени тяжести заболевания и сторонности поражения; использование дифференцированных приемов в работе; введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (зрительно-моторной координации); введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук; использование специального оборудования во время проведения занятий. Но в первую очередь, конечно, нужно учитывать, что дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.